среда, 13 сентября 2017 г.

Светлая лестница "министерского корпуса" МАРХИ...

 Я иду по ней во время пары практически в полном одиночестве ещё не совсем привыкнув к всему новому положению студента первого курса. Мы только что сдали наш первый проект —монумент, и я был удивлён чувством собственной растерянности от его результата..... Вроде бы я даже получил отличную оценку, но от этого было как то ещё муторнее, поскольку до самого конца проекта я так и не понял что и зачем я делаю. Настроение было не очень, но все же это был первый серьёзный урок для меня. Причём совсем не на моем примере. Я сразу запомнил и уже больше никогда не забывал что его зовут Вася Щетинин. Познакомил меня с ним его подрамник с отличным проектом —монуменотм —мобелем—по сути ветряком. Кажется он был посвящён Берингу... Макет говорил о всей задумке красноречиво и просто. Вся остальная графика экономно и по делу дополняла его, снисходительно и как бы по дружески давая разъяснения всем кто удивлённо обводил взглядом сначала проект, а потом окружающих. Я помню как это сразу улучшило моё настроение и даже вселило надежду. Так бывает когда тебе в незнакомом городе наконец укажут дорогу, беспечно махнув рукой в нужном направлении (мол туда иди - не заблудишься). Кажется, что если сразу спросить что то очень важное для тебя , то ты обязательно получишь ответы на свои самые сокровенные вопросы .......Ступени одна за другой по плавной кривой уходили мне под ноги, гулко отзываясь на каждый мой шаг , и я не сразу услышал как в этот ритм вписался ещё один, более длинный, немного шаркающий, превращая эту перекличку в ленивую чечетку . Я увидел вытянутый силуэт Васи Щетинина на противоположной стороне лестницы. Он шёл мне навстречу тоже очевидно никуда не торопясь и казался ещё худее на фоне витража световым молоком обжимавшим его фигуру. Незадолго до этого мы уже успели познакомиться, но тогда мне показалось, что именно в этот момент мы встретились впервые, и именно тогда мне захотелось спросить его ещё о чем то важном...как человека беспечно махнувшего рукой в правильном направлении....Проходило время. Мы периодически встречались то на выставках, то ещё где-то... Он оставался верен себе создавая свои мобели. Они двигались, летали, светились, махали крыльями, оставляя далеко внизу под собой обсуждения с заказчиком форму унитаза и фактуру обоев и шаг колонн... Вася счастливо избежал всего этого словно Икарушка —один из его летающих мобелей, взлетел над этим устремившись вверх.... Я давно не видел его и не слышал никаких новостей о нем.... Вчера мне позвонил наш общий друг — Дмитрий Букач и сообщил что Вася умер... Высокий силуэт на фоне витража, не стройная чечетка наших шагов и его ветряк на фоне снежной пустыни сразу всплыли в памяти... Я так и не смог представить себе, что Вася от нас ушёл. Дорогу в эту сторону мы знаем без подсказок... Но чувство, что нужно было спросить ещё о чем-то очень важном так и не оставляет меня....

Особенно понравилась мысль касательно отмирания самого понятия "детства". Вкратце - по мнению автора, это понятие зародилось в Новое время, когда решающую роль в становлении человека стало играть чтение. Ранее ребенок считался полноценным членом общества, как только овладевал речью. А необходимость научиться читать удлинила период развития - так и появилось довольно растянутое детство. Теперь же информация поглощается в основном наглядно, аудиовизуально... Умение читать и понимать длинные и сложные тексты уже не является необходимым препятствием на пути ко всем объемам информации. То есть ребенок, научившийся говорить и тыкать в несколько кнопок на планшете, снова может считаться "уже полноценным человеком".
Хотя, конечно, можно сказать, что детство, наоборот, растянулось и поглотило всю человеческую жизнь. Все это довольно условно, т.к. само понятие "взрослости" очень размыто. Все это не более чем ментальные упражнения, но в этих упражнениях вырабатывается зрелая и ясная картина современного мира.
Однако у меня есть немало замечаний к тексту. Начнем с того, что автор, исследуя современность, немного отстала от этой самой современности. Многие ее умозаключения базируются на наблюдениях из начала 2000-х, когда "сидеть в интернете" действительно можно было только дома за компьютером. И, соответственно, "компьютерный ребенок" большую часть времени проводил у себя в комнате. Сейчас, с появлением мобильных устройств, ситуация изменилась - дети снова гуляют на улицах, подростки срываются в путешествия, а регулярно посещать интересные места необходимо хотя бы для хвастовства перед одноклассниками в инстаграмме.
И с воображением все не так просто... Да, сейчас мало какой ребенок будет читать бумажные книги. Да и среди взрослых таких людей все меньше. Ключевое слово - бумажные. Кроме того - разве в до-цифровую эпоху так уж много людей были заядлыми книгочеями? В XX веке с книгами успешно конкурировало телевидение, а до XX века большая часть населения вообще не умела читать. Рискну предположить, что число "книжных фриков, фантазеров и мечтателей" осталось и останется примерно постоянным. Но и у них в новом мире куда больше возможностей - они могут за минуту скачать любую желаемую книгу, могут читать ее глазами и слушать в плеере, могут посмотреть десяток экранизаций каждого произведения, могут читать и писать фанфики, устраивать ролевки...
Да, кстати - не странно ли, что мощное ролевое движение, этот апофеоз фантазии и воображения, зародилось как раз в последние десятилетия? Я уж молчу про обычные компьютерные игры... Игра - это вообще "детская" деятельность, которая до недавних пор считалась несерьезной и недостойной взрослого человека. Однако же сейчас игры отвоевали себе вполне достойное место в культурной жизни. Какое уж тут угасание воображения...
Впрочем, если копнуть глубже, то можно вспомнить, что игра - ничто иное, как манифестация магического мышления. Того самого, что сошло на нет в Средневековье с насаждением "религии слова". И все сходится! Период "неразумного язычества" можно рассматривать как "детство человечества". Фантазия, познание, свобода зарождающихся образов и мыслей. В Средние века произошла формализация, нормативизация и "взросление" человечества. В Новое время люди сочли необходимым выделить небольшой период "детства" - в самом начале жизни. А теперь детство снова отвоевывает остальную территорию.
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Иногда я хожу в неожиданные места и общаюсь с неожиданными людьми - вот, например, недавно сходила в гости к прот. Всеволоду Чаплину побеседовать о системных проблемах церкви, о пастырском самодурстве, о том, что психолог может сделать такого, чего не сможет сделать священник (и наоборот), о христианском отношении к войне, о гомосексуализме и многом другом.
Получилось забавно - очевидно, что наши взгляды во многом противоположны (и на самом деле эта беседа затеялась, когда о. В. Чаплин и А.Голиков попробовали со мной в ФБ похоливарить)), но в результате:
1. Мы ни разу не подрались
2. В отдельных моментах пришли к согласию
3. Пили только чай с ромашкой
(так что - ни баттлов, ни бэттлов  )
Думаю, эксперимент по внутрицерковной социальной психологии можно считать удачным - мирные диспуты возможны даже среди таких, казалось бы, несовместимых оппонентов, как мы с о. В. Чаплиным 

Комментариев нет:

Отправить комментарий